Сургутская районная организация
Зайцева
Татьяна Александровна
,
председатель Сургутской
районной организации
профсоюза

С начала 60-х годов прошлого столетия таежный поселок Сургут становится плацдармом для наступления на нефтяную целину Севера. Сюда со всей страны съезжаются геологи, строители, нефтяники, механизаторы - кто по направлению или комсомольской путевке, кто по велению души. 16 марта 1964 года образуется нефтепромысловое управление «Сургутнефть», постоянно растущий трудовой коллектив которого становится ядром всей производственной и общественной жизни в районе. Весной этого же года начинает свою деятельность и профсоюзная организация управления, первым ее неосвобожденным председателем избирается водитель Иван Писарев, который исполняет обязанности профлидера до весны 1966 года - времени проведения первой отчетно-выборной конференции. Именно тогда и начала свою поистине грандиозную по масштабам работу местная профсоюзная организация.

С самого начала освоения нефтегазоносного Севера страны для привлечения рабочей силы использовались различного рода экономические приемы, которые к 90-м годам составляли устойчиво действующую систему, направленную на то, чтобы компенсировать работнику проживание в неблагоприятных условиях и поддерживать его здоровье на протяжении трудоспособного возраста. В советский период все это называлось северными льготами, и поскольку никто не пытался посягать на них с целью ликвидации, не было и необходимости в более точном определении характера этой системы. Не было заинтересовано в этом и государство, так как понятие «льготы» подразумевало некое благодеяние с его стороны, что было важно в политическом плане.

С приходом к власти реформаторов и началом, по сути, реставрации капиталистических отношений, которая сопровождалась тотальной приватизацией госсобственности и отстранением государства от регулирования экономических и социальных процессов, стала подвергаться переосмыслению и система северных льгот. Во-первых, она не укладывалась в умозрительно выстроенную схему «чисто» буржуазного общества, в котором, по мнению реформаторов, должны были действовать только рыночные механизмы. Во-вторых, в связи с тем, что северные предприятия стали частными, возникла идея переложить заботу о работающих на Севере на их же плечи – мол, как договорятся между собой собственники предприятий и наемные работники, так и будет. И, в-третьих, правительство реформаторов, бездарно разбазарив общенародную собственность и поначалу напрочь отказавшись от контроля за экономикой, потеряло множество каналов поступления средств в государственную казну. Госбюджет год от года сжимался, как шагреневая кожа, а система социальных гарантий, оставшаяся от советских времен, требовала значительных расходов. Одномоментно сломать ее не представлялось возможным, и тогда реформаторами была избрана тактика постепенного ее сокращения. При этом северные социальные гарантии, которые воспринимались как льготы, сразу попали в поле зрения новых российских «макроэкономистов».

С начала 90-х годов в правительственных кабинетах начинают рождаться проекты закона, который значительно сокращает объем социальных гарантий и компенсаций для работающих на Севере по сравнению с действовавшим законодательством. Это, естественно, не могло не обеспокоить профсоюзы, и в первую очередь нефтегазстройпрофсоюз, 40 процентов членов которого проживают в северных регионах. Там в то время социальная обстановка в связи с ухудшением снабжения, несвоевременностью выплаты заработной платы и сокращением производства стала обостряться.
В декабре 1990 года в Москве проходил учредительный съезд Российского профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства, и на нем, по предложению тюменских делегатов, была образована комиссия по проблемам северных регионов. Ее возглавил председатель Сургутского райкома профсоюза Н.А. Криволапов.

Основными направлениями деятельности были: содействие реализации решений Мурманской и Петропавловск-Камчатской конференций; подготовка предложений в проекты законодательных актов РСФСР, регулирующих вопросы социально-экономического развития районов Севера, гарантий и компенсаций проживающих в них работников, разъяснение принятых законов и своевременное их доведение до профсоюзных комитетов.
Естественно, что Сургутский райком профсоюза, его членские организации были более информированными о той борьбе, которая велась вокруг социальных гарантий северянам, активно участвовал в ней. К примеру, в 1991 году в трудовых коллективах нефтяников, газовиков и строителей Сургута под руководством райкома проходило обсуждение проекта Закона РСФСР «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Обобщенные предложения были направлены в Российский Совет профсоюза.

В сентябре этого же года Сургут стал местом проведения выездного расширенного заседания комиссии Россовета по проблемам северных регионов РСФСР, в работе которого принял участие актив отраслевого профсоюза области. Среди рассмотренных вопросов были такие, как: «О ходе выполнения решений Мурманской региональной профсоюзной конференции по социальным и экономическим проблемам Севера»; «О практике создания и работе межотраслевого профцентра г. Сургута, направленной на реализацию обязательств Соглашения с исполкомом городского Совета народных депутатов на 1991 год»; «О предложениях профсоюзных организаций по совершенствованию координации и деятельности членских организаций профсоюза» и ряд других.

В решении комиссии было отмечено, что Мурманская конференция и комиссия способствовали принятию Правительством РСФСР ряда документов, разрешивших некоторые проблемы северян. Вместе с тем, говорилось и о том, что в северных нефтегазодобывающих регионах сохраняется социальная напряженность, вызванная ухудшением снабжения населения продуктами и товарами. Медленно решаются вопросы материально-технического снабжения предприятий, их финансирования, а также справедливого ценообразования на продукцию. Реализация правительственных мер по предоставлению гарантий и компенсаций за счет средств предприятий оборачивается для них ухудшением экономического состояния. В принятом на заседании комиссии обращении к народным депутатам РСФСР его участники потребовали ускорить принятие законов о правовых гарантиях профсоюзной деятельности, об индексации денежных доходов и сбережений граждан и Кодекса законов о труде.

Важным этапом в защите северянами своих жизненных интересов стала третья региональная профсоюзная конференция по социальным и экономическим проблемам Севера, состоявшаяся 12-13 февраля 1992 года в Сургуте.
В работе конференции приняли участие делегации от 17 территорий Севера и Дальнего Востока России (всего 250 человек). Было заслушано сообщение Правительства РФ о ходе выполнения требований предыдущих конференций, обсуждались проекты законов «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», «Об экономическом статусе северных территорий», «Об обеспечении социальных гарантий северян в суверенных государствах бывшего СССР» и ряд других вопросов. По итогам дискуссии было принято решение, согласно которому Президенту РФ направлено Обращение о необходимости при подписании соглашений со странами СНГ, учитывать жизненно важные интересы жителей Севера (сохранение гражданства, бронирование и строительство кооперативного жилья, сохранение и выплата пенсий в связи с возвращением к месту постоянного жительства и т.д.) Большой пакет требований был предъявлен Правительству РФ.

Поддерживая решения Сургутской региональной профсоюзной конференции по социально-экономическим проблемам Севера, Российский Совет нефтегазстройпрофсоюза в порядке подготовки к шестому съезду народных депутатов России выступил с Обращением к парламентариям от нефтегазовых регионов, призвав их встать на позиции профсоюзов при рассмотрении на съезде социально-экономического положения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Съезд, состоявшийся в апреле 1992 года, принял специальное и довольно объемное постановление о положении на «северах», во исполнение которого, а также решений Сургутской конференции Правительством РФ было принято несколько постановлений, а Президент РФ подписал Указ «О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера». Но главным событием того времени для северян стало принятие 19 февраля 1993 года Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», который, несмотря на сложную экономическую обстановку в стране и отчаянное сопротивление политиков-либералов, увеличивал социальные гарантии северянам (36-часовая рабочая неделя для женщин, увеличение ежегодного дополнительного отпуска и т.д.). Свершилось это во многом благодаря целенаправленной деятельности нефтегазстройпрофсоюза и его Сургутской районной организации.

В то время Сургут, благодаря активной правозащитной деятельности местного райкома нефтегазстройпрофсоюза, стал неким центром сдерживания наступления «реформаторов» на социальные гарантии северян. Не упускал он из поля зрения этот вопрос и в последующие годы, так как принятые в пользу северян законодательные акты на местах зачастую не выполнялись, а власти не оставляли попыток ревизовать систему социальных гарантий северянам. Так, в 1999 году депутатом Государственной Думы РФ В. Линником был внесен законопроект о внесении изменений и дополнений в действовавший Закон «О Северах», который был направлен на отмену северных социальных гарантий. И Сургутская районная организация нефтегазстройпрофсоюза тут же отреагировала на это, направив в адрес Правительства и Президента РФ, Госкомсевера обращение с протестом. Подобные письма по тем же адресам ушли от более двадцати ее профорганизаций, и через некоторое время депутат отозвал свой законопроект. Такая же судьба постигла и проект «северного» закона, который был представлен в Госдуму Правительством РФ. Рассмотрение его в парламенте несколько раз откладывалось, но, в конце концов, он все же был включен в повестку дня на 26 апреля 2000 года. Узнав об этом, Сургутский райком профсоюза оперативно организовал пресс-конференцию для местных средств массовой информации с разъяснением, каких последствий можно ожидать, если правительственный законопроект будет принят. Через окружное объединение организаций профсоюзов добился, что вопрос был вынесен на обсуждение депутатов Думы ХМАО. Они направили в Госдуму обращение к своим коллегам с предложением не голосовать за предложенный Правительством законопроект, того же потребовали от народных избранников и профорганизации Сургута. В результате и этот проект закона был снят с рассмотрения.

Пока все попытки урезать социальные гарантии северянам были успешно отбиты профсоюзами. Но Сургутский райком нефегазстройпрофсоюза уже традиционно внимательно отслеживает процесс законотворчества. Комиссию по проблемам северных регионов Россовета сейчас возглавляет тоже сургутянин - председатель объединенной профсоюзной организации ОАО «Сургутнефтегаз» А. Сальников. Это значит, что районная организация профсоюза нефтяников, газовиков и строителей остается на передовой линии по защите интересов северян.
Период 90-х годов был характерен для профсоюзного движения страны тем, что оно меняло приоритеты в своей деятельности, и в связи с этим внутри него происходили структурные изменения. Отраслевой и территориальный принципы организации, мирно сосуществовавшие в советский период, из-за перестройки системы государственного управления и в целом народного хозяйства нередко стали конфликтовать на разных уровнях профсоюзной пирамиды, которая, к тому же, опрометчивым решением ВЦСПС о главенствующей роли первичных организаций была фактически перевернута.

Завязавшаяся было дискуссия о «вышестоящих» и «нижестоящих» организациях разрешилась в пользу последних очень просто: первички стали оставлять большую часть профсоюзных взносов у себя, и профсоюзные органы районного, областного, республиканского уровней «зависли» в финансовом отношении и были вынуждены подстраиваться под их запросы. Процесс рационализации профсоюзной структуры проходил очень болезненно, и в ходе его ряд профорганов и, прежде всего, районного и областного значения, прекратил свое существование.

На внеочередной районной профсоюзной конференции в 1992 году было решено, что организация выходит из состава областной отраслевой, так как последняя в связи с ликвидацией «Главтюменнефтегаза» уже не могла оказывать прямого влияния на процессы, проходящие на предприятиях нефтяников, газовиков и строителей. Одновременно было принято решение о создании Сургутского отраслевого отделения Фонда социального страхования РФ. Его открытия удалось добиться в феврале 1993 года. Это значительно повысило авторитет райкома, так как в то время из-за задержки выплаты заработной платы и ухудшения общего финансового состояния в летнее время остро встала проблема оздоровления трудящихся и их детей, а открытие отделения ФСС позволило резко увеличить объем выделения средств на эти цели. Уже в том же 1993 году райком выполнил практически все заявки предприятий на путевки в здравницы, дополнительные средства направлялись на содержание детско-юношеских спортивных школ, координационный совет отделения фонда при необходимости и по ходатайству профкомов оплачивал и лечение тружеников отрасли.

Так, за пять лет в санаториях и пансионатах было пролечено около 30 тысяч человек. Кроме того, в домах отдыха отдохнули 20 тысяч человек, в летний сезон поправили свое здоровье более 40 тысяч детей. Передача социального страхования в управление Правительству, создание государственной службы технической инспекции труда, существенно подорвали возможности профсоюзов влиять на положение дел с охраной труда и оздоровлением трудящихся на предприятиях. В штате райкома исчез отдел по организации отдыха и лечения трудящихся, с марта 1995 года не стало и технических инспекторов.

А между тем, к тому времени в сфере охраны труда и здоровья трудящихся создалось угрожающее положение. Из-за износа оборудования и несвоевременного ремонта его (сказывалась нехватка средств) условия труда на предприятиях постоянно ухудшались, вследствие чего стала расти заболеваемость работающих, в том числе и профессиональная. Так, на начало 1995 года более тысячи нефтяников нуждались в переводе на работу с более комфортными и здоровыми условиями труда из-за таких тяжелых заболеваний, как ишемическая болезнь сердца, ревматизм, туберкулез, остеохондроз и т. д. На 1994-1995 годы пришелся пик производственного травматизма. А в целом с начала 90-х за пять лет на предприятиях, профорганизации которых входили в районную отраслевую, произошел 1041 несчастный случай, 125 из них - со смертельным исходом.

Быстро меняющаяся экономическая обстановка требовала от профсоюзных работников, активистов более глубоких знаний в вопросах акционирования, налогообложения, формирования заработной платы. Быстро менялось и законодательство. Поэтому в соответствии с делегированными ему функциями райком профсоюза стремился больше внимания уделять вопросам обучения коллег из первичных профорганизаций. В первой половине 90-х годов в связи со сложным финансовым положением делать это было сложно. Но все же райком в течение трех лет дважды в год проводил семинары, на которые приглашал высококвалифицированных специалистов и ученых.
Кроме того, работники райкома проводили семинары для профактива и своими силами, профсоюзные работники обучались в учебных центрах профсоюзов Москвы и Санкт-Петербурга, в АТиСО. Еженедельно на планерках в райкоме председатели профкомов могли получить для работы законопроекты и законы, методические указания министерств и ведомств, проконсультироваться у специалистов райкома по интересующим вопросам. Так, за пять лет (1990-1995) было выдано более 450 официальных документов. Большое значение имело в учебном и информационном плане начало издания тематической страницы районной профорганизации «Выбор» в газетах «Нефть Приобья» и «Газовик». За этот же период в ней было опубликовано более 60 документов, разъяснений, 120 консультаций по изменению законодательства, 95 ответов на интересующие вопросы.

Во второй половине 90-х годов обучение профсоюзных кадров и актива начинает приобретать характер системы с устойчивыми направлениями. Первое - обучение в Москве, Санкт Петербурге, Челябинске и за рубежом. Второе - семинары в Сургуте. В этот период кроме названных выше своими знаниями с сургутянами делились доктора экономических наук А. Зубкова и Ю. Попов. Третье направление - обучение профсоюзного актива специалистами райкома непосредственно на предприятиях. Для этого сотрудники райкома выезжали в Ноябрьск, Тюмень, Лянтор, поселки Новофедоровский и Нижнесортымский.
В 1997 году райком весьма конкретно участвует в борьбе за своевременность выплаты заработной платы. Верховный суд отменяет наделавшее много шума письмо Центробанка, Госналогслужбы и Минфина об очередности списания денежных средств на оплату труда при недостаточности их на расчетном счете предприятия. Вносятся изменения в статью 855 Гражданского кодекса РФ.

По инициативе райкома профсоюза в Закон Ханты-Мансийского автономного округа «О налоговых льготах на 1997 год» были внесены существенные изменения в части исключения из налогообложения подоходным налогом сумм стоимости санаторно-курортной путевки, приобретаемой за счет прибыли предприятия, сумм материальной помощи в размере прожиточного минимума, а не потребительской корзины, как было ранее, для пенсионеров и малоимущих, оказание материальной помощи пострадавшим на производстве. В 1998 году эти льготы были сохранены.
Большое количество предложений райком направил при принятии Закона ХМАО «Об охране труда», а также в проекты законов «О жилищной политике в ХМАО», «О порядке учета и предоставления жилища в ХМАО». Ему удалось урегулировать с налоговыми органами вопрос о том, что беспроцентный заем, выданный работнику на строительство либо приобретение жилья, не облагается подоходным налогом, и материальная выгода на подобные займы не начисляется.

Кроме того, в то время по предложению райкома городская Дума Сургута освободила профсоюзные организации от уплаты налога на содержание муниципальной милиции, а Дума ХМАО позднее - от налога на нужды образовательных учреждений. Для того, чтобы «плотнее» работать с городской властью, райком нефтегазстройпрофсоюза выступил инициатором создания Сургутского городского профцентра, который, как предполагалось, будет представлять интересы трудящихся в городском трехстороннем соглашении.
Особого внимания потребовали тогда и пенсионеры, личные сбережения которых обесценились, а на предприятиях, где они когда-то работали, их забыли. В результате проведенной райкомом работы, отношение к неработающим пенсионерам к середине 90-х годов в большинстве коллективов изменилось, они были взяты на учет, им стали выделять материальную помощь, бесплатные путевки в санатории, профилактории и дома отдыха. Райком профсоюза ежегодно принимал активное участие в проведении недели пожилых людей, также оказывал материальную помощь и выделял бесплатные путевки в профилакторий «Кедровый бор».

Во второй половине 90-х годов вся эта работа продолжалась на хорошем уровне. Необходимо также отметить улучшение взаимодействия райкома со средствами массовой информации и более благожелательное отношение телевидения, радио и газет к профсоюзному органу, что в свою очередь работало на его авторитет.
К концу столетия и тысячелетия экономическое состояние нефтегазодобывающих предприятий в связи с благоприятной конъюнктурой мировых цен на нефть и признаками стабилизации в экономике России постепенно выправляется, они наращивают объемы производства, вытягивая из пут кризиса и предприятия смежных отраслей. Улучшается общая социально-экономическая обстановка в северных регионах.

Проходящие процессы позволили и профсоюзам, в значительной степени уже приспособившимся к деятельности в новых условиях, обрести более устойчивое положение. Их участие в общественно-политической жизни страны становится более ощутимым и весомым, и власть уже признает их как реальную политическую силу, обладающую значительным потенциалом и, что особенно важно, способную идти на компромиссы. На этой основе между властью и профсоюзами возникает диалог, который идет, правда, весьма неровно, что можно объяснить в первую очередь неумеренными амбициями представителей государства. Охотнее стали идти на контакты с профсоюзами и работодатели, но больше - на уровне своих предприятий. Социальное партнерство, как принцип взаимоотношений между наемными работниками, работодателями и государством, взято на вооружение, но еще не стало нормой жизни.
20 октября 2000 года состоялась 12-я отчетно-выборная конференция Сургутской районной организации профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства, и она приняла беспрецедентное решение - работа Сургутского райкома за период 1995 - 2000 годы единогласно была признана хорошей при общепринятых оценках «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

К тому времени основные предприятия, профорганизации которых входили в районную отраслевую - ОАО «Сургутнефтегаз», ООО «Сургутгазпром», ООО «Ноябрьскгаздобыча» - значительно упрочили свое финансовое положение и решили ряд проблем, которые были характерны для начального периода реформ.
Благодаря дальновидной, целенаправленной работе руководства «Сургутнефтегаза», акционерное общество и в годы разрушительной политики государства сохранило свой производственный и трудовой потенциал, и в конце 90-х годов стало наращивать добычу нефти и газа. Если в 1998 году сургутские нефтяники добыли 35,2 миллиона тонн нефти, то в 2000 году перешагнули 40-миллионный рубеж, а в последующие три года ежегодно приращивали к достигнутым результатам более 10 процентов.

Проводя гибкую производственную, финансовую политику, предприятие сохраняет стабильность, устойчивость. Здесь вкладываются средства в освоение новых месторождений, увеличивается объем бурения, выделяются значительные средства на оздоровление трудящихся, организацию отдыха детей, содержание социальной сферы. С учетом затрат на приобретение путевок социальные выплаты в акционерном обществе только за 2003 год составили 990 миллионов рублей, строится жилье, направляются большие средства на охрану труда, решение экологических проблем. Средняя заработная плата в «Сургутнефтегазе» за 2001-2003 годы увеличилась на 30 процентов, динамика ее роста и средний уровень опережают эти показатели в других нефтяных компаниях России.
Объединенная профсоюзная организация ОАО «Сургутнефтегаз» также реализует различные социальные программы. Так, за три года по профсоюзным путевкам в здравницах России и за рубежом поправили свое здоровье и отдохнули около 6 тысяч членов профсоюза. За это же время членам профсоюза и неработающим пенсионерам было выплачено более 57,5 миллионов рублей материальной помощи, около 243,5 миллионов рублей было направлено из профбюджета на проведение общественно значимых мероприятий.

Принятый в акционерном обществе коллективный договор на 2004-2006 годы сохраняет сложившийся уровень социальных гарантий и даже несколько расширяет их. Впервые в документе появился пункт о том, что объединенная профсоюзная организация берет на себя обязательство ежегодно за счет собственных средств приобретать 2700 путевок для членов профсоюза и еще до 150 - для работников акционерного общества, имеющих отраслевые и профсоюзные награды.
Стабильно работает с начала тысячелетия и ООО «Сургутгазпром». Весной 2003 года комиссия по защите социально-экономических прав работников Совета Межрегиональной профсоюзной организации ОАО «Газпром» впервые провела выездное заседание в Сургуте, на котором рассмотрела вопрос об опыте работы объединенной профсоюзной организации ООО «Сургутгазпром». На нем, в частности, отмечалось, что колдоговор на предприятии - один из лучших в «Газпроме». Согласно ему на каждого работника приходится ежегодно 45 тысяч рублей, на каждого пенсионера - 43 тысячи рублей социальных выплат при средней заработной плате 24, 5 тысячи рублей.

На заседании с докладом «Человек труда - главная ценность корпоративной культуры ООО «Сургутгазпром» выступила кандидат экономических наук, ведущий специалист Центра «Президент» Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Н. Павлова. Согласно исследованию, проведенному сотрудниками этого учреждения в декабре 2002 года, 84 процента опрошенных рабочих ООО «Сургутгазпром» были в целом удовлетворены своей работой, а среди специалистов доля таких еще выше - 92 процента. Около 80 процентов работников Общества положительно оценили деятельность профсоюза на предприятии.
Можно отметить, что на рубеже веков, получив заказы, оживились и сургутские строительные организации. К октябрю 2000 года в них своевременно выплачивалась заработная плата, стабилизировалась численность работающих, но, тем не менее, они не могут обеспечивать своим работникам тот объем социальных гарантий, которые предоставляют нефтегазовые предприятия.
К сожалению, невозможно точно определить вклад райкома профсоюза в улучшение общей ситуации. Но, скажем, одно только перечисление законодательных и нормативных актов и их проектов, в работе над которыми или в борьбе с которыми принимал участие Сургутский райком нефтегазстройпрофсоюза, уже дает представление о том, насколько его деятельность была значимой для населения страны, округа, района и города.

Районная организация неоднократно принимала участие во всероссийских акциях профсоюзов в защиту конституционных прав трудящихся, за своевременную выплату заработной платы, за новый Трудовой кодекс, который бы соответствовал интересам наемных работников. Формы их проведения были разнообразными: митинги, конференции собрания, сбор подписей под требованиями, направление в адрес законодательных и исполнительных органов власти обращений, писем и телеграмм.
Практически из всех профорганизаций, входящих в Сургутскую районную организацию нефтегазстройпрофсоюза (а их тогда было более 130) были направлены послания Президенту и Правительству РФ, каждому депутату, представляющему в парламенте Тюменскую область. Позицию профсоюзов поддержала и Дума ХМАО, приняв на своем заседании обращение к коллегам из Госдумы с предложением снять с рассмотрения правительственный проект КЗоТа и для разработки нового создать комиссию из представителей всех заинтересованных сторон. А, выезжая на очередной съезд профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства, делегация сургутян «прихватила» с собой 16 тысяч подписей жителей Сургута и Сургутского района под обращением к российским парламентариям с аналогичными требованиями и передала их в Думу.

28 апреля 2001 года в Сургуте по инициативе профсоюзов города состоялся митинг в защиту трудовых прав и гарантий трудящихся, который собрал около трех тысяч человек, и большинство из них составляли члены нефтегазстройпрофсоюза.
В дальнейшем Сургутский райком нефтегазстройпрофсоюза в целом поддержал согласованный проект Трудового кодекса, однако ко второму его чтению подготовил и направил депутатам от Тюменской области 62 поправки, многие из которых носили принципиальный характер. А после того, как кодекс был подписан Президентом РФ (30 декабря 2001 года), райком оперативно организовал издание его текста в городской типографии и распространение в профорганизациях. Специалисты райкома в этот период провели множество семинаров на предприятиях по разъяснению положений нового трудового законодательства, в работе которых участвовали не только профсоюзные работники и активисты, но и специалисты работодателей. Все это позволило минимизировать нарушения прав работников при вступлении Трудового кодекса РФ в силу с 1 февраля 2002 года.

Следует отметить, что с конца 90-х годов у райкома сложились хорошие, деловые контакты с депутатами Государственной Думы РФ от Тюменского региона, и, прежде всего, с сургутянином А. Рязановым, который на выборах получил поддержку профсоюзов (впоследствии его сменил Н. Асеев, также весьма активно взаимодействующий с профорганизациями региона). Представители районной организации неоднократно участвовали с их помощью в парламентских слушаниях Госдумы.
Райком внимательно отслеживает тенденции, проявляющиеся в законотворчестве как на уровне страны, так и в пределах региона, и старается своевременно реагировать на них. В поле его зрения постоянно находятся вопросы предоставления северных социальных гарантий и компенсаций, пенсионной реформы и реформы жилищно-коммунального хозяйства. 17 октября 2002 года ФНПР проводила общероссийскую акцию «За достойную зарплату и социальные гарантии!». Профсоюзные организации Сургута в ее рамках провели встречу с мэром города А. Сидоровым и депутатами городской Думы, на которой были подняты злободневные проблемы современной жизни. В профорганизациях были проведены 44 собрания, на которых были поддержаны общие требования акции, а также выдвинуты местные. По итогам собраний в адрес руководства страны, депутатов Госдумы, органов власти города и округа были направлены письма с требованиями - внести изменения в концепцию реформы ЖКХ с тем, чтобы не допустить ускоренного перехода к полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг. Профсоюзные организации Сургута также потребовали отмены единого социального налога и возвращения к страховым принципам социальной защиты людей.

10 сентября 2003 года также в ходе общероссийской акции профсоюзов Сургутская районная организация НГСП РФ провела необходимую работу с депутатами Госдумы и сенаторами по поводу необходимости повышения минимального размера оплаты труда. В январе 2004 года провела кампанию по массовому направлению писем в адрес Правительства РФ и депутатов Госдумы с требованием отменить закон о введении 18-процентного налога на добавленную стоимость на жилищно-коммунальные услуги. В феврале объединение организаций профсоюзов Сургута и Сургутского района по инициативе райкома НГСП провело коллективную акцию по сбору подписей под Обращением к Президенту РФ В.В. Путину. Суть его - не допустить принятия законопроектов, ущемляющих права северян. Под Обращением поставили свои подписи более 55,5 тысяч сургутян, более 33 тысяч было собрано в Сургутской районной организации нефтегазстройпрофсоюза. А 10 июня по призыву ФНПР профсоюзные организации Сургута участвовали в пикетировании зданий органов власти Ханты-Мансийского автономного округа, протестуя против внесенного Правительством РФ без обсуждения на РТК пакета социальных законопроектов, которые, по сути, лишали северян государственных гарантий и компенсаций, а также снимали ответственность с государства за уровень жизни населения. Делегация сургутян, ядро которой составляли нефтяники и газовики, была самой многочисленной.

С начала нового столетия отношения профсоюзов с местными органами власти переходят в фазу стабильности: регулярными становятся встречи профсоюзного актива с губернатором округа А. Филипенко, мэром города А. Сидоровым, главой самоуправления Сургутского района А. Сарычевым, их заместителями и службами исполнительных органов власти. С 1997 по 2001 год благодаря активной позиции райкома удавалось сдерживать в городе рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги, добиваться налоговых послаблений для граждан, предприятий и профорганизаций. В последующие годы эта работа усложнилась, но, тем не менее, диалог с властями по этой проблематике райком профсоюза через городское объединение профсоюзов вел постоянно.
Социальное партнерство в Ханты-Мансийском автономном округе вышло на новый виток развития с созданием объединения работодателей ХМАО и заключением 26 февраля 2003 года окружного трехстороннего соглашения по регулированию социально-трудовых отношений на 2003-2005 годы. В работе по созданию необходимой нормативной базы, а также в деятельности трехсторонней комиссии ХМАО Сургутский райком нефтегазстройпрофсоюза принимал самое активное участие.

Объединенные и первичные профсоюзные организации, входящие в районную отраслевую, на рубеже веков уделяли серьезное внимание коллективным договорам. К октябрю 2000 года только на двух предприятиях районной организации они не были заключены (шли переговоры). Причем, в 2001 году в ОАО «Сургутнефтегаз» и в ООО «Сургутгазпром» колдоговоры были заключены не на один год, как раньше, а соответственно на три и два года, что стало возможным благодаря экономической стабильности предприятий.
Процедуру заключения коллективных договоров в районной организации можно считать отработанной, в последнее время все их пункты, как правило, выполнялись, но проблемы своевременности выплаты заработной платы, ее уровня все же оставались. Для их разрешения использовались коллективные трудовые споры, забастовки. Так, в ООО «Сургутгазпром» профсоюзная организация и администрация в течение более двух лет находились в трудовом споре. Результат - с февраля 1999 года заработная плата на предприятии выплачивается своевременно. Подобные ситуации были в МУП «Лянторгоркомхоз», МУП «Сургутжилиндустрия».

С августа 1999 года в Сургутской районной организации профсоюза была введена штатная должность, и приступил к работе технический инспектор труда А. Среднев. До октября 2000 года он провел проверки организации охраны труда на 21 предприятии, в том числе совместные с инспекторами Государственной инспекции. Принимал участие в расследовании всех несчастных случаев со смертельным исходом и тяжелыми последствиями, оказывал организационную и консультативную помощь председателям профсоюзных организаций, членам профсоюза по вопросам защиты прав работников на безопасные условия труда. К 12-й районной конференции профсоюза на всех предприятиях были созданы комиссии по охране труда, были избраны и работали 1274 уполномоченных по охране труда. Все они прошли соответствующее обучение. Техническим инспектором труда райкома были разработаны в помощь профактиву брошюры «Единая система по организации и осуществлению профсоюзного контроля по охране труда» и «Методические рекомендации для уполномоченных профсоюза по осуществлению общественного контроля по охране труда». Инспектор в течение года принимал участие в работе комиссий по расследованию 83 несчастных случаев на производстве, представляя интересы пострадавших членов профсоюза и их семей.

Со стабилизацией финансового состояния предприятий стали легче решаться вопросы организации летнего отдыха детей. Количество охваченных организованным отдыхом детей ежегодно увеличивалось. Если в 1998 году по районной организации профсоюза было оздоровлено 11,5 тысяч детей, то в 2000 году более 15 тысяч. Предприятия брали на себя расходы по оплате проезда детей к месту отдыха. Родители оплачивали от 10 до 20 процентов стоимости путевок, семьи льготных категорий получали путевки бесплатно.
Возросшая роль профсоюзной организации в вопросах заключения коллективных договоров, обеспечения социальных льгот и гарантий на предприятиях, быстро изменяющаяся законодательная база, новые взаимоотношения с руководством предприятий разных форм собственности, повышение самостоятельности субъектов Федерации, органов местного самоуправления потребовали от лидеров профсоюзных организаций, профсоюзного актива высокой квалификации, эрудиции, умения убедить людей, понимать их, обладать знаниями, тактически верно вести переговоры с администрацией.

В течение последних лет увеличилась информированность членов профсоюза о работе выборных органов в решении социальных проблем, по заключению коллективных договоров, принятию законов. Чаще стали появляться статьи в газетах о деятельности профсоюза, выступления по радио и телевидению. По решению районного комитета с февраля 2001 года в штат райкома введена должность пресс-секретаря, что позволило обеспечить ежемесячно двухразовый выпуск тематической страницы профсоюза «Выбор», а также увеличить количество публикаций о деятельности организации в средствах массовой информации.
Сургутская районная организация нефтегазстройпрофсоюза на начало 2004 года - это 120 профсоюзных организаций предприятий. Общее количество работающих составляет 111065 человек, из них 106289 (или около 96 процентов) являются членами профсоюза.
Настоящими профессионалами своего дела являлись и являются председатели объединенных профсоюзных организаций: В. Ивашкеев (ООО «Сургутгазпром»), А. Сальников (ОАО «Сургутнефтегаз»), Ю. Зайцев (ООО «Ноябрьскгаздобыча»); председатели первичных профсоюзных организаций ООО «Сургутгазпром: Ю.Ф. Гуль, С. Шамин, О. Ерохина, Л. Яценко, В. Бабич, Н. Попова, О.Федорова, В. Попович, Л. Селзерова; председатели первичных профсоюзных организаций ОАО «Сургутнефтегаз»: С. Кузьмин, Т. Наймарк, В. Ховрин, А. Булих, А. Саткаускас, О. Логунова, Н. Кальянова, В. Куксгауз, В. Заблоцкий, А. Калантарян, З. Михалева, Н. Страшненко и другие.

Труднее всего приходится председателям профсоюзных организаций, которые совмещают работу на предприятии с профсоюзной деятельностью. Настойчиво, терпеливо выполняют профсоюзную работу председатели: И. Смирнова (ОАО «Завод промстройдеталей»), Р. Мысак (ОАО «Подводсибстрой»), Т. Гришаева (СПТУС), А. Мерзлова (ОАО «Сургутгазстрой»).
В последние годы в деятельности членских организаций наблюдается возврат к тем направлениям, от которых они отказались во время реформ. Элементы социалистического соревнования возродились в форме конкурсов профессионального мастерства, которые ежегодно проводятся в подразделениях ОАО «Сургутнефтегаз», ООО «Сургутгазпром», ООО «Ноябрьскгаздобыча». На предприятиях регулярно подводятся итоги работы бригад, цехов, правда, теперь для работников это - чисто моральный стимул.
Сегодня Сургутская районная организация нефтегазстройпрофсоюза на подъеме. А это значит, что нефтяники, газовики и строители Сургутского региона вправе ожидать еще большей отдачи от ее деятельности.

ОНИ ВОЗГЛАВЛЯЛИ РАЙКОМ ПРОФСОЮЗА

1. Шеломенцев Владимир Иванович с 1967 г. по 1974 г.
2. Демин Виктор Петрович с 1974 г. по 1076 г.
3. Кирилюк Георгий Макарович с 1976 г. по 1979 г.
4. Коробков Александр Григорьевич с 1979 г. по 1983 г.
5. Саруханов Олег Абрамович с 1983 г. по 1985 г.
6. Красноперов Федор Петрович с 1985 г. по 1989 г.
7. Криволапов Николай Александрович с 1989 г. по 1995 г.
8. Цыкина Альбина Алексеевна с 1995 г. до настоящего времени